Полное практическое руководство для бухгалтера и директора фирмы


^ Наверх

Как проходит выездная проверка

Информация обновлена:

После того как вы допустили налоговых инспекторов на свою территорию или в помещение, они имеют право совершать все действия, которые по закону могут проводиться в ходе выездной проверки. Вот эти действия:

  • истребование документов;
  • выемка документов и предметов;
  • осмотр помещений;
  • допрос свидетелей;
  • привлечение специалистов и переводчиков;
  • привлечение эксперта;
  • инвентаризация имущества.

Помните: все эти действия налоговики должны проводить строго по закону. Доказательства, добытые налоговой инспекцией с нарушением требований Налогового кодекса, не могут быть использованы в суде. Например, если осмотр ваших помещений был проведен без участия понятых, налоговики не смогут в суде ссылаться на его результаты суд их не признает.

Истребование документов

Какие документы могут проверить налоговики

Налоговые инспекторы могут исследовать любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В частности, к таким документам относятся:

  • учредительные документы фирмы (или документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • налоговые декларации;
  • документы бухгалтерской отчетности;
  • учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, ведомости и др.);
  • лицензии;
  • договоры (соглашения, контракты);
  • банковские и кассовые документы;
  • накладные на отпуск материальных ценностей, сметы выполненных работ, счета-фактуры и другие документы;
  • документы, подтверждающие правильность применения налоговых льгот (например, копии справок об инвалидности работающих у вас инвалидов).

Имейте в виду, что в рамках проводимой выездной налоговой проверки налоговые инспекторы вправе проверить документы, подтверждающие реальность произведенных работ или оказанных услуг (в том числе, если их производили контрагенты проверяемой компании или предпринимателя). А также документы, подтверждающие,что при заключении договоров и выборе контрагента вы проявили должную степень осмотрительности и осторожности (письмо ФНС от 9 октября 2015 года № ЕД-4-2/17621).

Если запрашиваемые документы вы не сможете предоставить – проверяющие могут признать полученную налоговую выгоду необоснованной.

Вы имеете право не представлять инспекторам документы, которые не связаны с расчетом и уплатой налогов, например, санитарные книжки. Если налоговики попытаются оштрафовать вас за это «нарушение», то именно им придется доказывать в суде, что непредставленные вами бумаги связаны с исчислением и уплатой налогов.

Распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2016 года № 724-р утвержден перечень документов, которые контролирующие органы будут с 1 июля 2016 года самостоятельно получать из других ведомств при проведении проверок.

Всего в перечне 153 документа, среди них документы, касающиеся запросов от ФНС:

  • выписки из ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • сведения о среднесписочной численности;
  • сведения о задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам за нарушения налогового законодвтельства;
  • сведения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • сведения о суммах фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней.

Организации и индивидуальные предприниматели будут освобождены от обязанности представлять документы из этого перечня при проведении контрольных мероприятий. Проверяющие не смогут повторно запрашивать информацию и документы, которые уже были предоставлены ранее. Они должны будут самостоятельно запрашивать нужную информацию, находящуюся в государственных информационных системах/реестрах.

При проведении выездной проверки по налогу на прибыль налогового агента налоговая инспекция также может запрашивать дополнительные документы. Сделать это можно в отношении доходов, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам российских организаций. Перечень документов, которые инспекция вправе истребовать, приведен в статье 310.2 Налогового кодекса. Он включает в себя документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе подтверждающие достоверность информации, представленной иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц.

Если у налогового агента нет необходимых документов, то он направляет запрос действовавшей в интересах третьих лиц иностранной организации, которой был выплачен доход по ценным бумагам. Кроме того, эти документы могут быть запрошены налоговой инспекцией у уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами. Если иностранная организация отказалась представить документы, то на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате не удержанного им налога на прибыль этой организации. Налоговые санкции к нему в этом случае тоже не применяются.

Процедура истребования документов

Для истребования документов налоговики должны направить вам соответствующий документ – это требование о представлении документов. В случае пребывания налогового инспектора, проводящего проверку, на вашей территории, данное требование он должен передать руководителю (законному или уполномоченному представителю) фирмы или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование передать невозможно, его могут:

  • направить вам по почте заказным письмом. При этом датой его получения считается шестой день со дня отправки такого письма;
  • передать в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Налоговая инспекция должна передать вам требование в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в том случае, когда вы обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме. Основания – пункт 4 статьи 31 и пункт 1 статьи 93 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ.

Требование составляют по форме, приведенной в приложении № 15 приказу ФНС России от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, необходимо представить проверяющим в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования. На представление документов налоговым агентом, выплатившим доход иностранной организации, действовавшей в интересах третьих лиц, отведено три месяца. Сделать это вы можете лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Ходатайствовать о продлении срока представления документов разрешает пункт 3 статьи 93 Налогового кодекса. Причинами могут служить, например, отсутствие на рабочем месте главного бухгалтера. Причины отсутствия - его болезнь, командировка и даже очередной отпуск.

В случае приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик все равно обязан представить документы, которые были запрошены до приостановления этой проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892@). Эту обязанность налогоплательщика подтверждает и Пленум ВАС (п. 26 Постановления от 30 июля 2013 г. № 57).

Истребуемые документы представляются налогоплательщиком в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 НК РФ). Рекомендации по заверению копий документов, основанные на сложившейся практике, Минфин России сформулировал в своем письме от 29 октября 2015 года № 03-02-РЗ/62336. В нем сказано, что заверить можно каждый отдельный лист копии документа или, если в документе несколько страниц, прошить такой документ и заверить его в целом.

При формировании блока документов (сшива) нужно соблюдать следующие правила:

  • сшив должен быть не более 150 листов; его необходимо пронумеровать арабскими цифрами, начиная с единицы;
  • все листы в сшиве прошиваются на 2-4 прокола прочной нитью, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листаи связываются.
  • на оборотной стороне последнего листа в месте скрепления наклеивается бумажная наклейка(в виде прямоугольника размером примерно 40-60 мм на 40-50 мм). Она должна закрывать место скрепления прошивкиполностью, за пределы наклейки могут выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на 2-2,5 см;
  • бумажную наклейку подписываютзаверительной надписью, в которой указывается количество (цифрами и прописью) пронумерованных листов, а также проставляется подпись руководителя или представителяорганизациис указаниемего фамилии, инициалов, должности, и даты подписания;
  • на заверительную надпись ставится печать организации (при наличии) таким образом, чтобы захватить бумажную наклейку, личную подпись, фамилию, и датузаверения.

При этом необходимо:

  • обеспечить возможность свободного чтения текста, всех дат, виз, резолюций;
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) подшивки;
  • обеспечить возможность свободного ксерокопирования каждого листа документа.

На отдельном листе (если документ не многостраничный) делаются надписи «Подпись» и «Верно», указывается должность лица, которое заверило копию, проставляется его личная подпись, расшифровка подписи, а также дата заверения.

Истребуемые документы Минфин рекомендует представлять с сопроводительным письмом и описью представляемых документов, чтобы предупредить их повторное истребование.

Если первичный документ (подлинник) составлялся на бумажном носителе, то представить в ИФНС его скан-образ нельзя. Даже при условии, что такой скан-образ будет подписан усиленными квалифицированными электронными подписями участвующих сторон (письмо ФНС от 17 мая 2016 г. № АС-4-15/8657@). В ведомстве уточняют, что скан-образы документов не заменяют затребованные первичные документы.

Порядок направления требования и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 года № ММВ-7-2/168@.

Допустим, у вас нет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока. Тогда вам следует в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить проверяющих о невозможности сделать это с указанием причин и сроков, в течение которых вы можете представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (его заместитель) налоговой службы вправе:

  • или продлить сроки представления документов;
  • или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков сроки продлеваются не менее чем на 10 дней.

В случае отказа от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или нарушения установленных сроков их представления вас могут привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса.

Налоговые органы не вправе в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица (группы). Такое ограничение не распространяется на случаи, когда:

  • документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Обратите внимание: срок, отведенный для представления документов, засчитывается в общий срок проверки.

Кроме того, проверка не прерывается на время, когда налоговики по каким-либо причинам отсутствовали в компании.

Если ИФНС предъявляет требование о представлении документов, его нужно обязательно исполнить. Даже если оно было предъявлено вам в последние дни выездной налоговой проверки и срок исполнения этого требования истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки (письмо Минфина России от 13 февраля 2008 г. № 03-02-07/1-58). В течение одной проверки налоговики могут предъявить вам неограниченное количество письменных требований.

Если инспекторы потребовали документы устно, вы можете им отказать. Оштрафовать вас за это или провести выемку непредставленных документов они не смогут.

Допустим, истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам. Тогда он может направить их в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ст. 93 НК РФ).

Если истребуемый документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, его представление производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью). Об этом сообщается в письмах Минфина России от 11 января 2012 г. № 03-02-07/1-1, от 15 сентября 2011 г. № 03-02-08/96, от 14 июня 2011 г. № 03-02-07/1-190.

Выемка документов

Если вы отказались представить (не представили вовремя) документы, налоговики могут провести их выемку, иначе говоря, забрать принудительно.

Как правило, инспекторы забирают копии документов. Но если они опасаются, что документы будут уничтожены, исправлены, подменены и т. п., то могут изъять и подлинники. В этом случае налоговики должны сделать для вас заверенные копии. Если нет возможности сделать копии на месте, инспекторы обязаны изготовить их и передать вам в течение пяти дней после изъятия.

Инспекторы вправе вынести с территории налогоплательщика оригиналы только тех документов, на которые составлен протокол о выемке. Без оформления такого протокола изъять документы налоговики не имеют права (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2015 г. № 04АП-4961/2015 по делу № А78-7499/2015).

Имейте в виду: нельзя проводить выемку в ночное время – то есть с 22:00 до 6:00 (п. 2 ст. 94 НК РФ).

Выемка проводится в присутствии понятых и руководителя фирмы. Если вы как руководитель не можете или не хотите участвовать в выемке, то выдайте одному из своих сотрудников, например главному бухгалтеру, доверенность, по которой тот сможет представлять ваши интересы. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Они должны быть не заинтересованы в исходе дела, поэтому сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут.

Имейте в виду: налоговики не могут изъять документы, которые не имеют отношения к вопросам проверки.

По закону выемка должна проходить так. Налоговый инспектор предъявляет руководителю фирмы постановление о проведении выемки, подписанное руководителем (его заместителем) налоговой инспекции, вынесшей решение о проведении налоговой проверки.

Обратите внимание: в постановлении должны быть указаны причины выемки и перечислены подлежащие изъятию документы (и предметы).

Затем инспектор разъясняет всем присутствующим их права и предлагает выдать документы и предметы добровольно. Если вы соглашаетесь, то составляется акт добровольной передачи документов. Вот пример акта добровольной передачи документов:

Если вы отказываетесь передать документы добровольно, налоговый инспектор приступает к принудительному изъятию.

При этом он может вскрывать любые помещения или другие места, где могут находиться документы и предметы, которые нужно изъять.

Все изымаемые документы и предметы инспектор предъявляет понятым, руководителю фирмы, главному бухгалтеру (если он присутствует при выемке).

Все, кто присутствует при выемке, имеют право делать замечания, которые инспектор заносит в протокол.

Изъятые документы нумеруются, шнуруются и скрепляются печатью и печатью (при ее наличии) руководителя фирмы.

Руководитель может отказаться поставить свою подпись и печать (в протоколе об этом делается специальная отметка). Но на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет.

Затем налоговый инспектор составляет протокол выемки документов и предметов. Его форма утверждена приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. В нем он описывает все действия, которые проводил во время выемки, и перечисляет изъятые документы и предметы.

Протокол подписывают инспектор и все граждане, участвовавшие в выемке. Если изымается большое количество документов, то инспектор составляет опись документов и предметов, которую прикладывают к протоколу. Вот пример протокола выемки:

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Если налоговики нарушат правила проведения выемки, то доказательства, полученные в результате изъятия, не будут иметь силы. А значит, их нельзя будет использовать в суде.

Пример. ИФНС нарушила правила проведения выемки документов

В ходе выездной проверки АО налоговая инспекция нарушила процедуру выемки документов. По результатам проверки инспекция обратилась в суд, чтобы взыскать штраф за выявленные нарушения. Однако суд ей отказал, так как документы, на которые ссылались налоговые инспекторы, были изъяты с нарушением закона.

Осмотр помещений

Налоговики могут осматривать любые помещения, принадлежащие фирме или предпринимателю: офисные, торговые, складские и т. д. Исключение составляют личные жилые помещения предпринимателя – осматривать их без судебного решения или согласия проживающих там граждан нельзя.

Во время осмотра должно присутствовать не менее двух понятых (сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут). Руководитель фирмы или предприниматель участвуют в осмотре по своему желанию. Их присутствие необязательно.

В осмотре может участвовать приглашенный налоговиками специалист, например, чтобы оценить изымаемое имущество, «взломать» компьютерную программу и т. д.

Налоговики могут проводить фото-, кино- и видеосъемку. Результаты осмотра фиксируются в протоколе.

Налоговики на основании статьи 19.7.6 КоАП РФ вправе составить протокол и оштрафовать фирму на 10 000 рублей за незаконное воспрепятствование доступу проверяющих к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, которые фирма или предприниматель использует для получения доходов либо которые связаны с содержанием объектов налогообложения. Штраф за названное правонарушение налагается на должностных лиц.

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом об административных правонарушениях не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

Кроме того, налоговики могут обратиться за помощью к сотрудникам полиции.

Протокол осмотра подписывают все лица, которые участвовали в проведении осмотра (инспекторы, понятые, представитель налогоплательщика, специалист и др.).

С 1 января 2015 года налоговые инспекции получат право проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов в рамках камеральной проверки декларации по НДС. Это станет возможным, если:

  • представлена декларация, в которой заявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении сумм налога, подлежащих уплате, или о завышении сумм налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Допрос свидетелей

Проверяя деятельность фирмы или предпринимателя, налоговики вправе вызывать свидетелей для дачи показаний (ст. 90 НК РФ). Свидетелем может быть любой человек, которому известны какие-то сведения, необходимые налоговой инспекции: руководитель фирмы, рядовые сотрудники и даже члены их семей.

В качестве свидетелей не могут допрашиваться:

  • малолетние;
  • лица с физическими или психическими отклонениями;
  • лица, получившие информацию в процессе своей профессиональной деятельности (аудиторы, адвокаты и т. д.).

Если вас вызвали на допрос, помните: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Об этом сказано в статье 51 Конституции РФ. К близким родственникам относятся супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки (ст. 5 УПК РФ).

Зачастую налоговики вызывают на допрос свидетелей во время приостановления налоговой проверки. Такие действия признаются правомерными как Минфином России (Письмо Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-02-07/1-11), так и судами (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2013 г. по делу № А70-6132/2012).

Иногда инспекторы проводят допрос до начала налоговой проверки или после ее завершения. Запрета на такие действия Налоговый кодекс не содержит. Однако в суде протоколы таких допросов будут признаны недопустимыми доказательствами. Об этом сказано в письме ФНС России от 23 апреля 2014 года № ЕД-4-2/7970@. Аналогичный вывод подтверждает Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 3 июня 2016 года № Ф10-1572/2016 по делу № А54-5473/2015. Судьи указали, что проведение допроса свидетеля после окончания выездной налоговой проверки является нарушением установленного порядка сбора доказательств.

Свидетелей налоговики вызывают повесткой. Повестка вручается под расписку или отправляется по почте.

Как правило, допрашивают свидетеля в налоговой инспекции или по месту его жительства, если он из-за болезни, инвалидности или старости не может явиться в налоговую инспекцию. В ходе выездной проверки налоговики могут допросить свидетелей на территории проверяемой фирмы или предпринимателя.

Допрос проходит так. Сначала инспектор разъясняет свидетелю его права и обязанности, предупреждает об ответственности за необоснованный отказ и уклонение от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний.

Затем следует сам допрос: инспектор задает вопросы, свидетель на них отвечает. Показания фиксируются в протоколе.

После того как допрос закончен, свидетель читает протокол и, если с его слов все записано верно, подписывает его. Если у свидетеля есть какие-то замечания по содержанию протокола, он вправе требовать, чтобы эти замечания были в него внесены.

За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин налоговая инспекция вправе оштрафовать свидетеля на 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влекут штраф в размере 3000 рублей (ст. 128 НК РФ).

Участие в проверке экспертов, специалистов и переводчиков

В процессе проверки налоговикам могут потребоваться люди, обладающие специальными познаниями или навыками в какой-либо из областей науки, техники, искусства или ремесла. В такой ситуации они вправе пригласить эксперта (если нужно письменное заключение) или специалиста (если такое заключение не требуется).

Экспертов налоговики привлекают, например, когда нужно:

  • установить подлинность документов;
  • восстановить документ;
  • определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются на фирме, объему продукции или технологии ее производства;
  • определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

Налоговые инспекторы предоставляют эксперту необходимые для экспертизы документы. При этом надо иметь в виду, что эксперт может знакомиться только с теми документами, которые имеют отношение к вопросам экспертизы.

Экспертиза проводится так.

Налоговый инспектор знакомит руководителя фирмы с постановлением о назначении экспертизы и разъясняет его права. Об этом составляется протокол (ст. 95 НК РФ). Обычно эксперта выбирает налоговая инспекция, но вы можете рекомендовать его кандидатуру. Если выбранный налоговиками эксперт вас не устраивает, например, вы считаете его некомпетентным, заявите ему отвод. Не может быть экспертом гражданин, заинтересованный в исходе дела, например, сотрудник налоговой инспекции или родственник проверяемых или проверяющих.

С разрешения налогового инспектора вы имеете право присутствовать при экспертизе и давать объяснения эксперту. Когда заключение готово, вы вправе с ним ознакомиться. Если сомневаетесь в том, что эксперт дал правильное и обоснованное заключение, попросите о назначении повторной экспертизы. Если вам что-то непонятно в тексте заключения, например, эксперт неясно изложил свою мысль или неполно ответил на вопросы, вы вправе задать ему дополнительные вопросы. На эти вопросы эксперт отвечает в рамках дополнительной экспертизы, которую назначает налоговый инспектор.

Обратите внимание, что результаты экспертизы вы можете оспорить, если во время ее проведения были допущены нарушения. Так, например, ФАС Северо-Западного округа указал, что если в экспертном заключении не перечислены документы, которые были исследованы экспертом, то это является нарушением самой процедуры экспертизы, и такое заключение не может являться доказательством по судебному делу. Кроме того, суды обратили внимание и на неоднозначный (вероятностный) вывод эксперта. (Постановление от 4 декабря 2009 г. № А56-48361/2008). А вот арбитражные судьи Северо-Кавказского округа обратили внимание на должность эксперта, подписавшего заключение. Она не соответствовала лицу, назначенному на проведение этой экспертизы (Постановление от 20 мая 2009 г. № А15-1780/2008).

Минфин России в письме от 1 апреля 2016 года № 03-02-07/1/19164 напомнил, что в случае возникновения дополнительных вопросов при проведении экспертизы налогоплательщик имеет право их задать. Но эти вопросы не должны расширять предмет исследования эксперта, определенный налоговой инспекцией.

Проведение экспертизы имеет еще ряд "тонких" моментов, которые вы должны иметь в виду. Так если инспекция не ознакомит организацию с постановлением, суд может признать заключение эксперта недопустимым доказательством (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2013 г. № А45-23839/2012).

В нескольких судебных спорах арбитры указали, что получение компанией уведомления о дате и месте проведения экспертизы в день проведения экспертизы не является нарушением ее прав (Постановлении ФАС Западно-Сибирского от 26 декабря 2013 г. № А27-2427/2013). Не нарушает права налогоплательщика и ситуация, в которой компанию, получившую разрешение присутствовать на экспертизе, несвоевременно уведомили о месте и времени проведения экспертизы (Определение ВАС РФ от 17 декабря 2012 г. № ВАС-16191/12).

А ФАС Московского округа уточняет, что отдельное ознакомление компании с заключением эксперта вне рассмотрения материалов проверки Налоговым кодексом не предусмотрено (постановления от 11.05.2011 № КА-А40/3847-11, от 22.04.2010 № КА-А40/3561-10).

Имейте в виду, что если эксперт даст заключение о том, что счета-фактуры подписаны неуполномоченными лицами, то это не может свидетельствовать о получении вашей компанией необоснованной налоговой выгоды без наличия других обстоятельств, подтверждающих подложность документов. На это указал Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 7 июня 2016 года № Ф10-1307/2016 по делу № А62-6126/2015.

Специалистов налоговики привлекают, как правило, чтобы получить информацию, находящуюся в компьютере, или оценить ваше имущество. Чаще всего это нужно при осмотре помещений, выемке документов и предметов, аресте имущества.

Специалист не может быть заинтересован в исходе дела. В отличие от эксперта ему не нужно составлять заключение. В дальнейшем специалист может быть допрошен по тем же обстоятельствам в качестве свидетеля.

Если нужно перевести текст документа с иностранного языка, чтобы понять, связан ли он с исчислением и уплатой налогов, налоговики привлекают переводчиков. Но это бывает очень редко, так как фирмы обязаны вести документооборот на русском языке.

Инвентаризация

Чтобы убедиться, что данные об имуществе, отраженные в ваших документах, соответствуют действительности, налоговики могут провести инвентаризацию. Распоряжение об этом дает руководитель налоговой инспекции (его заместитель). Форма распоряжения утверждена совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 года.

Вот пример распоряжения:

Инвентаризация проходит так.

Налоговый инспектор предъявляет руководителю фирмы распоряжение о проведении инвентаризации.

Обратите внимание: в нем должны быть указаны причины и сроки инвентаризации, состав комиссии и перечень имущества, которое подлежит инвентаризации. В этом мероприятии участвуют материально ответственные лица и работники бухгалтерии.

Сначала вы представляете налоговикам приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии ставит на этих документах свою визу с указанием: «до инвентаризации на „...“ (дата)». Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Затем члены комиссии приступают к подсчету вашего имущества. Вы обязаны создать им все необходимые для этого условия: предоставить в помощь людей, измерительные и контрольные приборы, мерную тару и т. д. При том вы должны предоставить только то оборудование и рабочую силу, которые имеются у вас в распоряжении (Решение Верховного Суда от 24 ноября 2015 года № АКПИ15-1111).

В ходе судебного разбирательства судьи установили, что налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). Это не приведет к дополнительным материальным затратам, поскольку ведение деятельности на производственных, складских, торговых и иных помещениях и территориях и извлечение прибыли не может осуществляться без рабочей силы для взвешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов.

Кроме того, любой экономический субъект и без проверок обязан проводить инвентаризацию (ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). А значит, необходимые приборы и рабочая сила есть у каждого налогоплательщика (Определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 25 февраля 2016 г. № АПЛ16-25).

Сведения об имуществе записывают в инвентаризационные описи и акты, которые составляют в двух экземплярах. Эти документы подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Причем материально ответственные лица в конце описи дают расписку в том, что они присутствовали на инвентаризации и не имеют к членам комиссии никаких претензий.

По результатам инвентаризации налоговики составляют ведомость, в которой указывают выявленные недостачи и излишки имущества. Этот документ подписывает председатель инвентаризационной комиссии.

Продолжение доступно только платным пользователям бератора

В этой статье вы также найдете:

  • Пошаговую схему действий от экспертов
  • Актуальные примеры из практики компаний
  • Подробные образцы заполнения документов


< Предыдущая страница Следующая страница >